Лаиколло. Размышления о ... 

K

... толкинизме.


1. Немного истории.

Началось все после выхода «Властелина колец» в 60-х годах прошлого века в Америке. Для сотен тысяч американских студентов эта книга стала настольной. Ее выходу в свет предшествовал скандал: некое издательство выпустило книгу незаконно, не платя авторских отчислений (потом, правда, издательство предложило Толкину решить дело миром). Скандал послужил дополнительной рекламой, и «Властелин колец» начал победное шествие по миру. К 1968 году уже было продано 3 миллиона экземпляров. В середине 60-х в Англии и Америке создавались Толкиновские общества и фэн-клубы. Члены таких клубов выезжали на пикники, переодевались соответственно своим представлениям об одеждах Средиземья. Некоторые Толкиновские общества стали относиться к произведениям Толкина как к сакральным текстам, на грани уверенности в том, что Средиземье существует и что Джон Толкин не выдумывает свой мир, а лишь описывает открывшуюся ему новую реальность.

Примерно через 20 лет Толкин «дошел» и до нас. Широкая его популярность началась сразу же после выхода в «Детской литературе» первого издания «Хранителей» (1982 год). Причем в те времена «Властелин колец» даже не стал для широкого читателя именно «трилогией»! Издание следующих двух книг в «советское» время так и не состоялось – кому-то в каких-то инстанциях показалось, что с точки зрения советской идеологии там не все идеально, кто-то где-то усмотрел нежелательные намеки…

Но поклонники стали всеми правдами и неправдами доставать следующие две части и «Сильмариллион». Пусть в корявом любительском переводе,  пусть в мятой машинописной копии, где слова порой приходилось не читать, а угадывать. Главное – узнать, что было дальше, и что было раньше…

И к концу 80-х толкинистов в стране было уже не мало, причем часть из них была объединена в некое подобие клубов, а правильнее говорить – сообществ. Дружеские отношения и достаточно высокий интеллектуальный уровень этих людей позволял обходиться без какой-либо формальной организованности, что придавало общению толкинистов между собой дополнительную прелесть.

И примерно к тому же времени, к концу 80-х годов, были опробованы основные элементы того, что сейчас называют «Полевые ролевые игры».

 

2. Ролевые игры (Live Action Role Playing Games).

Само понятие «ролевая игра» довольно широко и расплывчато. В нашем случае оно обозначает некое мероприятие с установленными временными, пространственными и событийными рамками, количеством игроков и сюжетом.

Организаторы игры называются «Мастерами». Титул это не постоянный, и человек, только что бывший Главным Мастером на одной игре, может быть рядовым игроком на другой. Мастерами обычно становятся опытные игроки, но это вовсе не означает, что игру не может сделать команда новичков.

Обычно игры проводятся на природе, в лесу, и для постороннего выглядят просто большим сборищем туристов в странной одежде. Место проведения игры называется «полигоном» и выбирается очень тщательно. К полигону должна вести удобная дорога, но при этом не должно быть много людей. На полигоне должны быть источники питьевой воды и дров, но он не должен быть сырым и сильно заросшим. Многие полигоны используют по несколько лет, но обычно после двух-трех сезонов полигону дают «отдохнуть».

Чаще всего игры продолжаются два-три дня. Но некоторые длятся по неделе и дольше.

Количество игроков зависит от многих факторов. Это и время проведения игры, и известность мастерской команды, и, само собой, популярность сюжета, по которому делается игра. Иногда мастера сознательно ограничивают количество игроков. Подобные игры называются «элитарными», приглашения на них рассылаются лично игрокам.

За основу сюжета чаще всего берется какая-либо книга или историческая ситуация, а так же компьютерные игры(Warcraft; Fallout), фильмы(«Матрица»). А иногда сюжет полностью придумывается мастерами.

Пожалуй, самая известная и популярная игра, это «Хоббитские Игрища» или просто ХИ.

 

3. ХИ.

В 1990 году произошло «Великое Объединение» - на фестивале любителей фантастики «Аэлита» несколько человек из разных регионов страны договорились провести ролевую игру по миру Толкина. Названа эта игра была «Хоббитские Игрища», прошла она под Красноярском, и произвела такое впечатление на участников, что захотелось еще. И никто тогда не знал, что это «еще» окажется столь многократным.  Так же, наверное, никто не подозревал, что ХИ-90 будет считаться «нулевым километром» для отсчета истории всесоюзного, а потом всероссийского ролевого движения.

Слухи и рассказы о ХИ начали расходиться, как круги по воде, и буквально в течение трех-четырех последующих лет ролевые игры получили достаточно широкую популярность, причем в основном это были игры по Толкину. Оказалось, что спрос на них чуть ли не превышает предложение: в 1993 году, например, только всесоюзных «Хоббитских Игр» было проведено целых две, двумя разными командами мастеров. Так же проводились и так называемые РХИ, где буква «Р» означается «региональные», причем этим регионом могла быть целая страна, например, Украина.

 

4. Толкинисты.

На сегодняшний день сию многочисленную и пеструю братию, я осмелюсь условно и очень грубо разделить на четыре категории:

Категория первая и наименьшая – так называемые «Толкиноведы» или «Высокие толкинисты». Это люди в основном взрослые и серьезные,  занимаются глубоким изучением творческого наследия Толкина, пишут, как неофициальные, так и официальные работы на эту тему (вплоть до диссертаций), ведут дискуссии – словом, внешних отличий от каких-нибудь пушкинистов у них нет.

Вторая категория – «ролевики». Среди них – и сравнительно взрослые люди, и молодежь, пришедшие в игры «от Толкина», пришедшие «к Толкину» от игры. Среди народа этой категории, на мой взгляд, и зародилась традиция называть друг друга именами персонажей, и опять же поначалу, как элемент игры – брать, или создавать себе «квенты» (истории, судьбы). Дескать, «по жизни», я, конечно, Вася Пупкин, но в то же время для друзей и единомышленников я – эльф Силикогель из Южного Североземья…

И, наконец, третья и, к сожалению, самая многочисленная категория, которой подходит много имен: «тусовщики», «болото», «толчки»… Для них Толкин – не больше чем один из писателей, который написал неплохую (по слухам) книжку про эльфов. Для этой категории главное – игра, как тусовка, на которой, развлечения ради, промежду водочкой и прочими радостями жизни, можно еще и поприкалываться в прикиде и с мечом в руке.

Хорошей иллюстрацией этого служит московский Эгладор, ныне, увы, более известный как «Поганище». Изначально здание библиотеки в Нескучном саду служило местом сборов команды Эгладора для ХИ-93. Традиция собираться там не исчезла, и после игры, и поначалу там собирались люди из второй и изредка первой категории. Но по мере того, как слухи об Эгладоре расползались все шире и шире, в дело пошла и третья сила. Все в больших количествах стали появляться разнообразные «пивные неформалы» арбатского толка, для которых Эгладор был просто новым местом тусовки – и ничем большим.

Именно благодаря тусовке и сложился нынешний образ «толкиниста» - среднепьяного молодого человека в косухе, который считает себя гномом Бибатуратом, и, чтобы доказать это, готов рубиться резиновым топором до первой царапины на этой резине.

            Последняя категория, это категория, которую я долго не хотел включать в этот список, но все же решился. Это так называемые «Эльфы По Жизни» (ЭПЖ). Самая, на мой взгляд, неизвестная категория. В нее входят как достаточно взрослые, так и молодые люди. Но люди ли?

Наиболее известным и доступным (из известных мне) материалом для понимания кто же такие ЭПЖ и с чем их едят, является книга Софии Павловой «Дорога к Единорогу». Книга дает необычную трактовку происхождения жизни на земле. Приводя в подтверждение своей гипотезы многочисленные литературные источники и свидетельства ученых, автор приходит к выводу о том, что в отличие от существующих теорий, изначально на земле существовали две расы: первая – эльфы, и затем, собственно люди. На протяжении многих тысячелетий происходило взаимопроникновение и слияние двух рас. Однако и сегодня среди людей можно обнаружить эльфов. И об их характерных признаках и рассказывает эта книга.

Представители этой категории могут находиться как среди первой, второй и третьей (что обидно) категорий.

 

Материалы самым наглым образом (без спроса авторов), но в некоммерческих целях, использованные при создании статьи:

Статья из журнала «Средиземье» (сентябрь 2002) Алексея Свиридова «Рассказ очевидца»; статья из журнала «Средиземье» (сентябрь 2002) Джулиана Новосибирского (Дениса Семёнова) «LARPG как они есть»; статья из журнала «Вокруг света» (декабрь 2002) Андрея Фатющенко «Толкинисты»; книга «Дорога к Единорогу» София Павлова; личные наблюдения и мнение =).
 

Лаиколло Анарромен ал'Мира

Hosted by uCoz