ФЕВРАЛЬ
2005
Продолжаю хит-парад стихотворений. Теперь мой строгий суд отобрал строчки, опубликованные беZZZZумными фэнами в феврале 2005 года.
Мало что изменилось. Может быть, сказывается зимняя усталость и авитаминоз, но настроения у наших поэтов – прежние. Впрочем, в стабильности есть свое позитивное начало: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...» Не так уж безвыходно воспринимается, хочу я вам сказать. В конце концов, если функционирует аптека и даже светит фонарь – не все прогнило в Датском королевстве...
Приготовили для вашей покорной слуги свежие томаты? Тогда начнем.
1.
Он возвращался издалека,
Из прошлой жизни, из жерла ада.
Дождем расплакавшись, облака
Несли надежду, дарили радость.
И в серенадах ночных цикад
Он слышал голос, родной до боли.
Лицо подставив под звездопад,
Глядел на небо и жаждал воли.
В разлуке каждый – один за всех.
В борьбе любовь лишь – один ответчик.
Ее далекий счастливый смех
Спасал от страха в пустынный вечер.
Он возвращался издалека,
Любя свободу и веря в чудо.
…И легким ветром Ее рука
Легла на плечи, узнала губы…
Atikva, размещено 12 февраля.
Во всех четверостишиях, используя предлоги из, в, на, под автор создает зримое ощущение пространства. Мир беспределен в пространстве и во времени. И наши дороги лишь рисуют на нем новые узоры, благодаря которым жизнь обретает не только цвет, но и зачастую – смысл. Ведь чтобы встретиться и понять, насколько мы дороги друг другу, надо хотя бы на какое-то время расстаться…
По наличию определенных знаков препинания можно судить о динамике авторской мысли. Эмоциональный фон стихотворения спокойный, однако то и дело возникает неуверенная интонация невысказанного вопроса. И - уход в бесконечность становится возвращением. Как бывает, увы, далеко не всегда… Ведь можно уйти, и даже вернуться, но уже никого из своей жизни не застать…
2.
Все былое рассыплется пылью
Над постелью иных воплощений,
Прорастет кружевною полынью,
Зацветет среди поля сомнений.
Позабудутся боль и утраты,
Даже слезы по щёкам не будут
Горьким соком последней награды,
Черствым телом проклятого Вуду,
Лепестками чужой орхидеи,
Словно волосы перьями пепла.
Я уже ни о чем на жалею,
Становясь крупицами ветра.
В урагане холодных снежинок
Разнесется дыхание стоном,
Легким вздохом от сотен картинок,
Тех, что люди зовут домом.
Ртутью кровь побежала по венам,
Для меня это что-то да значит,
Солнца луч пробегает по стенам,
Новый день будет все-таки начат...
И былое рассыпалось пылью,
И постель уж давно опустела,
Только ветер играет с полынью,
Пролетая над нею несмело...
Foreveryoung, размещено 20 февраля
Совершенно неизвестный мне автор… и я рада, что набрела на его творения. Элементы экзотики, которые чередуются с завесой серой безликой пыли – главные признаки растерянности и пока что не найденных ответов на очень важные для автора вопросы, о которых мы можем только догадываться по образам, которые нарисованы звуками. Образы, настроения, чувства опережают сами слова. Пробегая глазами каждую новую фразу, ощущаешь, что предвосхитить ее невозможно, но домыслить – надо обязательно... Лексическое разнообразие и пестрота порой царапают восприятие, как кошачьи когти - стекло. Бытовые фразы чередуются с отвлеченными, абстрактными понятиями, обычное описание мира - с сугубо личностными впечатлениями…
Интересно… будет ли продолжение…
3.
Стол завален ненужными справками,
Чертежами да письмами палкими.
А снежинки надеждами падали –
Я тебя обманула, не правда ли?
Промелькнули страницы прочтенные,
И запрыгало сердце сожженное.
Вот бы знал ты, во что я не верила,
И кого киловаттами мерила,
И кому обещала уверенно,
И кого посылала умеренно,
И когда отказалась от прошлого,
И чего во мне есть нехорошего,
Где хранила аккорды не рваные,
И когда наслаждалась нирваною.
Любопытно хранить все послания.
Да, наивно я жду понимания,
Но с собой ничего не поделаю -
Ведь в тебя, как в Христоса, я верую....
Мирти, размещено 20 февраля
Я уже несколько лет испытываю восхищение, когда мне доводится слушать «Болеро» Мориса Равеля. Сказать по правде, не у всякого хватит терпения дослушать до конца эту почти двадцатипятиминутную единую музыкальную фразу, состоящую из повторяющихся музыкальных слов и созвучий… Но в этом-то ее основная прелесть… С каждым витком нарастает мощь, звучность, тревога, восторг – чего угодно… и вот финал. Скупой, резкий, неожиданно короткий росчерк. И никаких посткриптумов. И – тишина… и сожаление: неужели это – все?
Случайно ли, но подобная структура и у этого стихотворения. Повторениями подчеркнута стихийность строк, построенная словно на только что пришедших в голову мыслях. Как много из былого вспоминается и пересматривается! Что-то – просто перечеркивается. Что-то – становится смыслом. Как тот самый последний финальный росчерк, который дает понять, что в этом – всё.
Слушайте классику, друзья…
4.
Прожигателям жизни – сто тысяч смертей,
А, может быть, только одна.
Пропивателям сердца – яда капель,
А, может, стаканы вина.
Промотавшим корону – золота снег,
А, может быть, Вечность стыда.
Тем, кто женщину предал, прощения нет,
И не будет его. Никогда.
Элентари, размещено 24 февраля
Странные думы навеяло мне это стихотворение. Отвлекусь от лексики и фразеологии. Обращусь к сути.
Вокруг нас, как ни крути, мир мужчин. Очень часто, если хотят сделать комплимент женщине, говорят: «У нее мужской ум» - то есть она очень умна, не принимая во внимание тысяч идиотов, которых природа создала мужчинами. Или: «Она водит машину, как мужчина» - то есть очень хорошо, не принимая во внимание тысяч водил-неумех мужского полу. Или: «У нее мужской характер» - то есть она выдержанна и отважна, не принимая во внимание тысяч хлюпиков и трусов, обладающих мужскими половыми признаками. И так далее…
Природа не создавала нас одинаковыми физически. Но, вложив разум, предопределила одно из многих правил: не унижай слабого. Не унижай недоверием, насмешкой, высокомерным покровительством. Не унижай разборками, кто в доме хозяин, а раздели со слабым свою силу. Научи и помоги быть сильным, научи не бояться одиночества, боли, тревог… Только тогда твоя сила станет разумной и доброй.
Два заклинания. Об одном и том же. Вечные – как мир… и – забытые.
5.
Поджигать за собою мосты,
Оставляя родных и друзей.
Убегать от своей мечты,
Навсегда забывая о ней.
И идти по осколкам судьбы,
Превращая прошлое в прах.
Заметать за собою следы
Кровоточащих ран на ногах.
Отказаться радость дарить,
И забыть, что такое любовь.
Это значит – сердце убить,
Никогда не воскреснув вновь.
Роемир, размещено 21 февраля
Ни горечи, ни иронии, ни сарказма, но – ощущение печали, смуты, тяжести. Есть движение души, но – по кругу… от грусти к тоске. Сталкиваясь уже с образами странников и пути, теперь мы вдруг увидели, что можно идти – но так и не заметить дороги. Можно стремиться – но так и не увидеть цели. Можно добиться – но так и не понять – чего именно. Практически получается, что лирический герой восстает против самого себя. Но цель любого восстания – не только свержение, и не столько свержение, сколько утверждение чего-то нового. Ибо природа, как известно, не терпит пустоты.
На двенадцать строк – одиннадцать глаголов. Вроде бы – сплошное действие… но все глаголы стоят в неопределенном времени. То есть не движение, которое есть, а движение, которое только мерещится, представляется, то есть ложное. Еще одни Путь – длинный и трудный… который никуда не ведет. Кажется, что стихотворение заканчивается не на строке, а на недописанной полуфразе…
6.
На чужом берегу
Не вернуться домой.
Корабли сожжены,
И багряный прибой
Отражает мечи
Белой стали и льда;
По остывшим следам
Настигает зима.
"До огня и костра!" -
Камни брошенных слов,
На лезвиях острых –
Братская кровь...
Корабли сожжены,
В узел вяжутся тропы,
Мрачно ворон хрипит
Над скалами фьордов.
От беды до беды
Незнамы дороги.
Сколько лет суждено
Безмолвию Ночи
Без суда отдавать
Звезды жизней горячих
Из-за тех, кто предал,
В исполнение Клятвы!?
- Корабли сожжены, король Финарато!
- Феанору кружить бы тем пеплом крылатым...
Никогда, никогда
Не вернуться обратно.
- Честь превыше всего!
... даже льдов Хэлкараксэ...
Корабли сожжены.
Элентари, размещено 24 февраля
Решительно отбрасываю нудные размышления о эзотерических формулах и синкопированном ритме… Пусть в них разбираются академики от филологии. Так называемому "неподготовленному'' читателю это стихотворение вообще может показаться бессмысленным набором фраз. Мы-то с вами понимаем, о чем речь. Несказанно трудно бывает переложить прозу на стихи, не потеряв нюансов, создающих целостную картину. Для меня в этом плане навсегда эталоном остался список кораблей в «Одиссее»…
А здесь – никакой привязки к определяемому бытию, кроме двух имен и одного географического названия… словно призыв дорисовать.. додумать… Стихотворение погружает нас в звуковой океан впечатлений. Здесь не нужно искать смысла, нужно просто повторять слова, закрыв глаза.
И никакой логики событий не ищите. Логика здесь описательна, она построена на чувствах, она постепенно поднимает воображение по ступенькам-образам. Есть просто полет фантазии, есть картина, она зашифрована, она волшебна, она понятна только посвященным.
Только размышления о прошлом всегда навевают грустное настроение…
7.
Из хрустальной тишины,
Из шагов,
Наши души сплетены,
И из снов.
Ты читаешь по губам -
Ночь идет.
Твоя кожа холодна,
Словно лед.
И отпустит – не уйти,
Не дыша,
Что-то плачет в глубине…
То – душа...
И, как шепот за спиной, -
Треск огня.
Ведь когда ты рядом есть,
Нет меня...
Luminara, размещено 17 февраля
В тишине лишь потрескивают поленья, сгорая не то в камине, не то в печке, не то в костре… и сгорает еще что-то, что в метафизическом мире принято называть душой – некая субстанция, содержащая в себе свою собственную Вселенную, не терпящую границ. Требуется просто любить – и все. Чего уж проще…
То, что мы находим в себе силы принять судьбу, вызывает иногда бурный протест у тех, кто вокруг нас. Но поиски музыки, которая уже не слышна – бывают удачными очень редко… И потому каждая нота важна в отношениях между людьми… Даже если это мелодия молчания.
Ибо без любви нет ни музыки, Бога, ни человека.
8.
Зима Фимбул, холодная злоба,
Огонь замерзает в красный янтарь,
На пики мороза вздетая мертвой
Перворожденья мать - земля.
Вороны возвращаются к холмам,
И крики извечной стужи.
Взлетев сквозь молнии Севера,
На склоне горы я стою.
Я над черными провалами
Хрустальные волосы мороза
Тихонько целую.
Глаза замерзают в отверстых веках.
В полночь открытое небо мрачно,
Всполохи красных молний
Поперек размытого гноем горизонта -
То ангелов смерти забавы с ветрами.
И солнце смерзлось воедино
с теми адскими играми;
Столетия гниения, необузданности вашего желания,
Я поднят колдовством к небу Ада,
Северные орд черных служителей
Через призрачный туман я вижу.
Я воздымаю мои руки и вступаю в церемониальный круг ветра.
Глаза камней спят вечным сном в свою безнадежную ночь.
Эта зима - навсегда.
На красном ветре я летел, то ветер злого холода.
Многие годы мучило меня видение адского неба.
На склоне, где я стою, другой мир.
Трагедии танцуют в горизонте,
Солнце застыло в зените, очищенное,
Совершенное видение возносящегося будущего.
Балин, размещено 27 февраля
Честно говоря, я в растерянности. Столько неожиданных образов и дерзких красок, что я теряюсь в них, словно блуждаю в той самой безумной метели… Попробуйте зрительно представить себе это стихотворение, и вы сойдете с ума… И в то же время связь между звеньями стихотворения не прерывается, внутренне и внешне все психологические переходы вроде бы мотивированы, создано особое эмоциональное напряжение, а вопрос так и не задан, а ответ так и не найден…
Фразы настолько емкие, что вполне заменяет пространные объяснения. Никакой рациональности. И даже никакого философствования. Просто факты, отраженные бесконечным множеством зеркал, и потому – неузнаваемые…
Пишите, если есть чего сказать, присылайте мне ваши предложения. Стихотворение любого автора может попасть в следующий хит-парад. А уж я найду в них бриллианты…
Рингломерилл Турингвитиль
|