rodoimeszzz  

новая газета на FRODO.RU 

главный редактор Alrond R Namo

для перехода в соответствующий раздел 

нажмите на картинку 

 

                                                   

Экономика и финансы.

Вот, предлагаю статью по экономике полевых игр...
Сейчас начал писать статью по экономике "Фроды", работа продвигается медленно, но стабильно... :) 

Нолдорон

На форуме www.frodo.ru, посвященному поклонникам творчества величайшего английского писателя Дж.Р.Р. Толкина, есть много интересных тем для общения, но изюминкой форума, безусловно, является уникальная экономическая система. Впрочем, об этой системе, её достоинствах и недостатках, речь пойдёт в будущих номерах «Фродо Таймз». В настоящее же время вполне можно довольствоваться стандартными разъяснениями, описанными в FAQ этого же сайта. 
В данной же статье будет раскрыта сущность экономических систем не «виртуальных» ролевых игр, как на этом форуме, а так называемых «полевых» игр. Конечно, в первую очередь, она будет интересна тем, кто когда-то уже участвовал в них или только собирается её организовывать. 
В чём заключается сущность экономической системы полевых игр, проводимых в разных городах нашей необъятной родины? Её задачи, правила, модели? Каковы её особенности? 
И так, начнём по порядку. 
I. ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ. 
Как уже многократно говорилось, прежде чем делать что-нибудь, стоит задуматься над тем, ради чего это вообще делается. Эта банальность относится и к созданию полевых игр, в том числе к разработке блока экономики. И если после некоторого раздумья придумать причины для введения экономики на игре не удалось, то и создавать ее совершено не зачем и можно преспокойно обойтись без экономики вообще. 
Чтобы облегчить процесс придумывания цели для экономического блока, перечислим несколько широко используемых задач, решаемых с помощью экономики. Их, в общем, немного. 
1) Экономическая модель как самоцель. Задача сама по себе интересная, но полевые игры — не слишком подходящий жанр для её решения. Для моделирования микроэкономики значительно лучше подходят деловые группы, для макроэкономики на полевых играх слишком мало людей, а потому удобнее будут стратегические игры. 
2) Экономика как инструмент решения игротехнических проблем. Это довольно опасный путь, так как создание экономики будет иметь много побочных последствий, чаще всего неприятных. В большинстве реальных ситуаций проще решать возникающие проблемы иными средствами. Одна из наиболее распространенных игротехнических проблем — наличие «провисов» в ткани игры — часто решается введением обязательной экономики (обычно чиповой). Но указанная проблема существенно легче решается повышением общей связности мира и плотности информационного поля игры.  3) Увеличение степени свободы. Цель увеличить пространство решений для игровых транзакций можно признать вполне разумной. Хотя довольно часто данная задача на самом деле представляет собой вариант «пусть желающие занимаются своей экономикой». Действительная разница — в слове «увеличение». Обычно экономические модели скорей уменьшают пространство решений игрока, несмотря на желания мастеров. 
4) Экономика как требование мира. Моделируемый мир может иметь экономику и связанную с ней деятельность как один из столь важных своих элементов, что этим блоком игры не следует пренебрегать. Подобную задачу (наиболее интересную из всех перечисленных) можно ставить двумя способами. 
Во-первых, возможен так называемый конструктивно-реконструктивный подход. То есть попытка воссоздать (или создать) полноценную структуру экономики для данного мира, периода или литературного источника. При такой постановке задачи идут от причин того, что должно происходить в играемом мире. Такая постановка задачи не слишком удачна из-за целого ряда обстоятельств. 
а) Прежде всего, представляется крайне вероятным, что в итоге экономический блок будет чрезмерно оторван от игры. Данный сдвиг приводит к расслоению сущностей игры, и вполне можно ожидать возникновения на полигоне двух практически не связанных друг с другом игр — собственно полевая РИ и стратегическая игра в макроэкономику. 
б) Нет достаточного кол-ва развитых сведений о структуре какой-либо экономики, кроме экономики западного мира после промышленной революции. Во всяком случае, не стоит ставить задачу аутентичной реконструкции: если реконструкция и возможна принципиально, то, по крайней мере, не на полевых играх. Лучше ограничиться более скромной задачей конструирования. Впрочем, тоже не решаемой. 
в) Неизбежен дисбаланс во времени, пространстве и т.д., который с большой вероятностью приведет к «неигровухе». Нельзя упускать из виду и неизбежный дисбаланс с иными блоками игры. 
г) Стоит сделать небольшое отступление по поводу (ре)конструирования античной и средневековой экономики. Для того, чтобы можно было моделировать ее как структуру, обычно начинают рассматривать средневековую экономику в категориях современной — бюджет, единый рынок, и т.д., в то время как, например, в Европейской России даже единый хлебный рынок возник лишь к концу правления Екатерины II (а для единого рынка с Сибирью пришлось дожидаться постройки Великого Сибирского пути) и корреляция цен между регионами практически отсутствовала, а расчет баланса бюджета для эпохи феодальной раздробленности едва ли имеет хоть какой-то смысл. Деньги, «непроизводительно» истраченные на крестовые походы, в противном случае так и остались бы под спудом в казне. Нельзя забывать и о том, что до середины XIX века характерная скорость изменений в экономике была много ниже жизни одного поколения, поэтому никакие действия игроков приводить к изменению общей экономической ситуации в этом случае не должны. 
Во-вторых, возможен так называемый инструментальный или прагматический подход. При таком подходе экономика ведётся не от причин, а от следствий. То есть моделируется экономика, дающая те же результаты, что и в моделируемом мире, с достаточной точностью. 
Важно понимать, что для игрока модель — это «черный ящик», и для него не так уж важно, как именно принимаются решения. В частности, в стратегических играх неоднократно подтверждалась большая точность и обоснованность выдачи данных, интуитивно определенных посредником, по сравнению с вычисленными даже весьма сложными моделями. Полноценной модели функционирования экономики современная экономическая теория так или иначе не дает, и, как уже говорилось выше, даже те схемы, которые существуют не применимы к иным историческим периодам, а потому можно пользоваться схемами чисто утилитарными, типа классической схемы потоков денег, управления и информации. 
Модели, создаваемые исходя из подобной задачи, должны быть ориентированы на персонажа, на то, чтобы с ним происходило примерно то, что и должно происходить с человеком его положения в этом мире. Выражаясь простым языком, задачу можно сформулировать и так: погружение игрока в мир посредством экономики. 

продолжение в следующем номере

ЗДЕСЬ МОГЛА БЫ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА, ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ, ИЛИ ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Желающие могут арендовать место на один выпуск для вашего произведения в виде небольшого рассказа, стиха, рисунка и т.д.

Размер арендной платы по договоренности.

Список граждан Фродо

Контора Архитектора Бобби The Encyclopedia of Arda
Список наиболее зажиточных гражданМастерская

рекомендуем посмотреть

Hosted by uCoz